|
В статье рассматриваются актуальные вопросы, теории и практики, связанные с независимостью адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве. Стандарты законодательных требований к объективности и беспристрастности адвоката-защитника и его деятельности существенно уступают по уровню аналогичным требованиям, предъявляемым к судебной системе, участникам уголовного процесса, таким как органы преследования, эксперты, специалисты и переводчики.
Несмотря на возможность личной предвзятости или наличия личных интересов у адвоката-защитника, его пристрастие должно либо полностью совпадать с законными интересами подзащитного, либо, по крайней мере, не противоречить им и не нарушать его права. Полностью отрицать необходимость объективности и беспристрастности адвоката-защитника, равно как и важность объективной защитительной деятельности, неправомерно. Законодательство, в том числе Уголовно-процессуальный кодекс РФ и нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатов, предусматривает ряд правовых гарантий, направленных на обеспечение объективности и беспристрастности защитника.
Некоторые из указанных положений требуют доработки. В пункте 1 части 1 статьи 72 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации целесообразно внести дополнение о том, что защитник не имеет права участвовать в производстве по уголовному делу, если ранее он выступал в роли руководителя следственного отдела или занимал должность в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в рамках данного дела.
Ключевые слова:независимость, предвзятость, объективность, беспристрастность, отводы, правовые гарантии, следователь, дознаватель, прокурор, суд, судья, следственный орган, адвокат, представитель, подозреваемый, обвиняемый, потерпевший.
|