Колеватова Анна Сергеевна (аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии Курского государственного медицинского университета, Курск (Россия))
Жидкова Дарья Сергеевна (аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии Курского государственного медицинского университета, Курск (Россия))
Проняева Марина Евгеньевна (доцент кафедры менеджмента и информационных технологий, филиал финансового университета при Правительстве РФ, Курск (Россия))
|
Младший школьный возраст является одним из наиболее важных этапов в жизни каждого ребенка. Данный возрастной период сопровождается такими психологическими новообразованиями, как произвольность психических процессов, их осознанность, рефлексия. Произвольное внимание играет главную роль в учебном процессе и усвоении необходимой информации. Нарушения работы данной функции вызывает трудности в обучении младших школьников и выступает преградой к овладению учебной деятельности.
Данная статья посвящена исследованию нейропсихологических особенностей произвольности психических функций младших школьников, имеющих трудности обучения. В процессе проведения исследования был реализован теоретико-методологически анализ литературы понятий произвольности психических функций и трудностей обучения в младшем школьном возрасте.
В выборку вошли 60 детей младшего школьного возраста. Младшие школьники были разделены нами на две группы – экспериментальная и контрольная. По 30 человек в каждой группе. Средний возраст детей составлял 8 лет. Больше половины детей от общей группы выборки составляли дети младшего школьного возраста женского пола. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с углубленным изучение предметов художественно – эстетического цикла №27 имени А.А. Дейнеки». При проведении экспериментальной части нашего исследования мы использовали архивный метод, наблюдение, проводили клиническую беседу и нейропсихологическое исследование с помощью стандартной нейропсихологической батареи А.Р. Лурии (предметный гнозис, кинестетический праксис, пространственный праксис, кинетический праксис), «Метод рисунка треугольников» М.П. Кононовой, «10 слов», Тест Пьерона-Рузера, «Да и нет», «Графический диктант».
По результатам исследования были выявлены различия при исследовании координации и взаимодействия движений, функций внимания.
Ключевые слова:младший школьный возраст, нейропсихология, произвольность психических функций
|
|
|
Читать полный текст статьи …
|
Ссылка для цитирования: Колеватова А. С., Жидкова Д. С., Проняева М. Е. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2025. -№06. -С. 54-59 DOI 10.37882/2500-3682.2025.06.06 |
|
|