Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

MOSCOW  +7(495)-755-19-13

Articles:
A+ R A-

Современная интерпретация понятия «Общественная безопасность»

E-mail Print

Н.В. Шайдуко,  (Аспирант научно-исследовательского центра Российской таможенной академии)

Серия «Экономика и Право», №  01-02  2013

В статье рассматривается понятие «общественная безопасность» с позиции различных авторов. Дается критический анализ понятиям «безопасность», «общественная безопасность», закрепленным в нормативных правовых актах.

В  настоящее время в Российской Федерации особо актуальной становится задача по обеспечению безопасности личности, общества и всего государства, поскольку в постсоветский период не только изменились идеологические и политические воззрения, но и Россия в целом оказалась перед необходимостью поиска и выработки новых представлений о направлении дальнейшего развития.

По справедливому замечанию А.М. Воронова «безопасность Российской Федерации, как и ее всемерное обеспечение, представляет сложный, конкретно-исторический, социально-правовой, организационный, культурологический и т. п. феномен, исследование которого предполагает комплексный, с учетом данных различных отраслей научного знания, подход.

Общественная безопасность Российской Федерации, в частности,  прямо связана с реализацией различных функций государства: прежде всего, с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан; создание условий нормальной жизнедеятельности и защищенности от внутренних и внешних угроз. Реализация государством правоохранительной функции предполагает установление в нормативных правовых актах комплекса правовых средств обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, которые должны иметь упреждающий характер и иметь алгоритмы при возникновении угроз, посягающих на общественную безопасность.

Научное познание сущности и содержания проблемы административно-правового обеспечения общественной безопасности Российской Федерации позволяет охарактеризовать объект и предмет правового регулирования данной совокупности отношений, составляет теоретико-методологическую основу разработки административно-правового статуса субъектов обеспечения общественной безопасности и совершенствования их административно-юрисдикционной и организационно-управленческой деятельности» [1].

В контексте заявленной проблематики, прежде всего, представляется целесообразным проанализировать понятие «безопасность».

В словарном значении понятие «безопасность» трактуется как отсутствие опасности, либо положение, при котором кому-либо, чему-либо не угрожает опасность [2]. А также в значении защищенный, огражденный от опасности, не грозящий опасностью для кого-нибудь, кому-нибудь; безвредный..[3]. Как следует из приведенных определений, безопасность может быть характеристикой состояния, субъекта, направленной «на себя»: так, например, безопасность человеческой жизни, общества, государства, безопасность объекта либо объекта вне опасности, - и направленной «вовне», на некий объект, например, безопасное действие или бездействие.

«Безопасный» чаще всего толкуется как «неопасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда, безвредный, сохранный, верный,  надежный» [4]. А безопасность, как « ... отсутствие опасности, сохранность, надежность, защищенность». Либо, безопасность, трактуется как положение, при котором «не угрожает опасность кому-нибудь» [5].

Если обратиться к зарубежным источникам, то в английском словаре «безопасность» рассматривается как нечто общее, присущее способам предотвращения ущерба, вызываемого воздействием опасных факторов, например, несчастных случаев, представляющее собой свойство не субъекта или объекта, а метода взаимодействия субъекта и объекта: так, безопасность – это качество или условие оставаться невредимым [6].

Р. Мэйберн отмечает, что безопасность буквально определяется утвердившимся выражением как «свобода от опасности или риска» [7]. Отсюда следует, что в действительном мире абсолютная безопасность недостижима, потому что опасность или риск повсеместно присутствуют в нем в той или иной степени.

В контексте технической терминологии, как правило, отражается только какая-либо одна сторона исследуемого понятия: «безопасность - свойство объекта не допускать ситуаций, опасных для людей и окружающей среды [8]; «безопасность - способность системы функционировать, не переходя в опасные состояния, угрожающие здоровью и жизни людей или наносящие другой ущерб в больших масштабах» [9].

Анализируя данные определения, можно придти к выводу о том, что значение понятия «безопасность» зависит от контекста, в котором оно используется, и в основном, может рассматриваться как характеристика объекта (системы, оборудования, процесса), его свойство (способность) не допускать опасных состояний (ситуаций), не переходить в них; как состояние объекта (системы, процесса), в котором исключается возможность опасного события или предотвращаются неблагоприятные последствия такого события; как условия деятельности (протекания процесса), в которых исключается неблагоприятное воздействие на объект; как система мероприятий, обеспечивающих защиту объекта от опасных воздействий. Все это свидетельствует о многообразном толковании данного понятия, и соответственно, трудности его применения.

Помимо научной литературы, нормативные правовые акты также содержат данное понятие. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г.

№ 390-ФЗ «О безопасности» определяет исключительно основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации [10]. Хотелось бы отметить, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» безопасность определял как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [11].

В настоящее время новый нормативный правовой акт определения данного понятия не содержит, а лишь указывает на существование различных видов безопасности. Причем перечень видов в законе не является исчерпывающим. Однако данный закон указывает на равнозначность понятий безопасность и национальная безопасность. В связи с этим, существует необходимость в анализе понятия «национальная безопасность».

Указ Президента Российской Федерации  от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» определяет понятие «национальная безопасность» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [12]. В свою очередь, совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и есть национальные интересы.

Как справедливо отмечает А.А. Прохожев, «национальная безопасность – чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности, факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы. В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз» [13].

По мнению И.Б. Кардашовой, термины «безопасность» и «национальная безопасность» следует рассматривать как синонимы. В Российской Федерации как в многонациональном государстве термин «национальная безопасность» распространяется на все нации и народности, проживающие на ее территории. Соответственно, виды национальной безопасности следует рассматривать как состояние защищенности жизненно важных национально-государственных интересов от внутренних и внешних угроз, возникающих в отдельных (ключевых) сферах жизнедеятельности общества. В соответствии с таким подходом, ею выделяются политическая, экономическая, военная, общественная, информационная, экологическая и др. виды безопасности [14].

Вышеупомянутый Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» содержит перечень видов безопасности, к которым относятся: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, и иные виды безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к которым следует отнести транспортную безопасность, международную безопасность, информационную безопасность, безопасность рабочего места, пожарную безопасность, промышленную безопасность, радиационную безопасность, экономическую безопасность, региональную безопасность, экологическую безопасность, электробезопасность, ядерную безопасность.

Говоря об общественной безопасности, следует заметить, что в сферу общественной безопасности включают отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения, производства строительных работ в общественных местах, пожарной безопасности, пользования предметами, а также с соблюдением правил ввозы и вывоза товаров, грузов, транспортных средств и животных.

По мнению Л.М. Розина, общественная безопасность представляет систему отношений, складывающихся в соответствии с правовыми нормами при использовании объектов, представляющие повышенную опасность для общества, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами [15]. Однако данным определением охвачены не все элементы общественных отношений.

По мнению В.А. Осипова, в структуру общественных отношений входят не столько общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности, сколько общественная идеология и социальные нормы различного характера [16].

Напротив, Г.А. Туманов и В.И. Фризко дают более широкое определение общественной безопасности - это совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни, здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде [17]. Заметим, что данное определение не отражает современной действительности, что подтверждает сделанный ранее вывод, о толковании понятия безопасность в зависимости от контекста и современного состояния.

Общественная безопасность, по утверждению Б.П. Кондрашова, определяется как «разновидность  социальной безопасности, под которой понимается система общественных отношений, урегулированная правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений предприятий,  учреждений и организаций от угрозы, исходящей  от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств» [18]. Представляется, что данное определение достаточно громоздко, и не охватываем иные компоненты жизнедеятельности.

Некоторые авторы приводят такое определение общественной безопасности. Общественная безопасность представляет собой такое состояние общества (систему его свойств, способность), при котором за счет внутренних социальных механизмов, опосредованных функционированием различных государственных и общественных институтов, сохраняется его устойчивое состояние и развитие, обеспечиваются условия для реализации интересов личности, общества и государства и одновременно их защищенность (при наличии осознания ее людьми) от угроз, исходящих от противоправных посягательств, а также в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера [19].

В нормативных правовых актах понятие общественной безопасности определяется через нормы статей. Так, общественная безопасность содержаться в административном и уголовном праве. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ содержит главу «административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность», где содержаться деяния, влекущие собой нарушение общественного порядка [20].

В уголовном законодательстве также присутствуют нормы, касающиеся общественной безопасности, к таковым относятся «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» (терроризм, бандитизм, хулиганство); «Преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта»; «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»; «Преступления против мира и безопасности человечества» [21]. С позиции ученых отмечается недостаточность разработанности понятия общественной безопасности.

Как справедливо отмечает В.С. Комиссаров, «подавляющая часть авторов связывает понятие общественной безопасности либо с нарушением правил взаимодействия людей с техническими системами, либо с нарушением правил обращения с общеопасными предметами» [22].  При таком подходе к определению данного понятия, сущностью является технический характер общественной опасности.

Таким образом, в результате анализа научных определений понятия «общественная безопасность» приходиться констатировать отсутствие единого подхода к толкованию данного понятия. Многие авторы ограничивают понятие предметом своего исследования, некоторые – пытаясь унифицировать определение, не отражают современную действительность.

Как показало исследование, общественная безопасность находится в тесном взаимоотношении с другими видами социальной безопасности - личной и государственной, обусловленном наличием общего объекта охраны и защиты. Но вместе с тем, специфика общественных отношений составляющих их содержание, особенности правового регулирования, позволяют определить сферы рассматриваемых явлений, что имеет значение для установления границ правоохранительной деятельности соответствующих органов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронов А. М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения: автореф. дисс…. док. юрид. наук. М. 2006. С. 5.

2. Вейхман В.В. Проблема определения понятия «безопасность мореплавания» // Теория и практика судовождения: Сборник научных трудов БГА РФ. Вып. 8. - Калининград, 1995. С. 96 - 101.; 

3. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Рус.яз. - Т. 1, А-Б. 1991.- 864 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т.1.М.1955.С.67.; Словарь русского языка. Т.1. М .1975. С.81.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1970. С. 39; Словарь русского языка. Т. 1.М. 1981. С. 74.

6. Webster's new twentieth century dictionary of the English language. Second edition. - London, 1979 (англ.).

7. Maybourn, R. Der Preis für Sicherheit. Die Ansichten eines Reeders // Schiff & Hafen/Kommandobrücke. Heft 10.-1981, 33. Jahrtag. - S. 144-149 (нем.).

8. Надежность технических систем: Справочник / Ю.К.Беляев, В.А. Богатырев, В.В. Болотин и др.; Под ред. И.А. Ушакова. - М.: Радио и связь, 1985. С. 38.

9. Рябинин И. Надежность, живучесть и безопасность кораблей. // Мор. сборник.-1987.-№ 8. С. 62-65.

10. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» //СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

11. Федеральный закон от 5 марта 1992 г. № 2446-1  «О безопасности» (утратил силу).

12. Указ Президента РФ от 12 мая 2009г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // СЗ РФ 2009г. № 20 ст. 2444.

13. Прохожев А. А. Национальная безопасность: теория, сущность, проблемы: Лекция.- М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 11.

14. Кардашова И. Б. О концепции национальной безопасности Российской Федерации (ключевые положения и термины) // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 108.

15. Розин Л.М. Вопросы юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Административноре право / под ред. Л.Л. Попова. М.,1983. С.80

16. Осипов В.А. Правовая безопасность в системе национальной безопасности: Российская юстиция, М.2008. № 11.

17 Туманов Г.А., Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстримальных условиях // Советское государство и право. 1989 г., № 5. С.21.

18. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М.,1998. С.8.

19. Поздышов А.Н.  Институт государственной службы в сфере обеспечения общественной безопасности: теоретико-методологические проблемы: дисс… д.ю.н., Москва,2003  С. 25.

20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

21. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ 1996. № 25 ст. 2954.

22 . Комиссаров В.С. Российское уголовное право. Особенная часть. М. 1997. С.227.

23. Котик М. А. Несчастный случай: психологические причины / Лекции по безопасности деятельности. Вып. 6. - Ленингр. союз специалистов по безопасности деятельности человека. Тартусский ун-т. - СПб, 1993.- 84 с.; 

24. Словарь русского языка: В 4-х т. - М.: ГИС.- Т.1. 1957. - 964 c.

25. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, Т.1, А-Й. 1985. - 696 с.


© Н.В. Шайдуко,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"