|
Настоящая статья посвящена исследованию особенностей психологического восприятия информации, которая характеризуется как многозначная. В работе обращено внимание на основные терминологические понятия («информация», «многозначная информация», «психологическое восприятие»). Автором раскрываются особенности психологического восприятия многозначной информации в разрезе её вербальной и невербальной составляющей. В статье представляется процесс восприятия вербальных многозначных кодов, состоящий из нескольких необходимых этапов: этап опознавания (зрительный и / или слуховой), сенсорный этап и перцептивный этап. Автором отмечается, что именно на этапе перцептивных действий реципиент соотносит значение вербального знака с данными из своего когнитивного опыта, что порождает процесс ассоциации, отождествления с перцептивным эталоном. Более сложным представляется процесс восприятия невербальной многозначной информации. Здесь наиболее актуализируется характеристика стимульного источника, а также имеет значение когнитивный опыт реципиента. На базе увиденного или услышанного в сознании человека происходит выстраивание ассоциативного образа объекта, вычленяется «ведущая» семантика, проявляющаяся на уровне сознания. Лексико-семантические процессы, в том числе терминообразующие, в значительной мере связаны с национально-специфическими особенностями значениями слов, природа которых основана на первичных межличностных взаимодействиях и его социокультурным обобщением в рамках принятых общественных категорий.
Ключевые слова:информация, многозначная информация, восприятие, вербальные средства, невербальные средства, перцептивный эталон, механизмы психологического восприятия, сознание.
|