|
Главным итогом реформы женского образования в 1870-х г.XIX в., стал стремительный процесс демократизации женской средней школы, что в свою очередь связано с успешным развитием частных гимназий и прогимназий.
В статье, на основе комплексного анализа ряда архивных источников, рассматривается деятельность частной женской гимназии, существовавшей на территории Московской губернии в начале XX в. Автору удалось выяснить, что образовательный процесс строился в соответствии с общими принципами, сформулированных для данного типа школ в правительственных документах, постановлений и циркулярам. Несмотря на неправительственное обеспечение, гимназия подчинялась правилам и программам, установленных Министерством Народного Просвещения. Источниковая база исследования включает: переписку попечителя Московского учебного округа с содержательницей о назначении и перемещении преподавателей, о ревизии учебного заведения, формуляры преподавателей, ведомости баллов учениц, журналы собраний педагогических советов, годовые журналы успеваемости учениц. Впервые приводятся достоверные сведения об истории возникновения, содержании образования и организации учебного процесса, которые позволяют судить о значении частных учебных заведений в развитии среднего женского образования Российской империи.
Ключевые слова:гимназия, Московская губерния, учебный процесс, г.Серпухов, частное женское образование.
|