Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)
МОСКВА +7(495)-142-86-81

ИОАНН ЗЛАТОУСТ И ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В УСЛОВИЯХ ОСОБОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕГИОНЕ

Ярцев Сергей Владимирович  (Д.и.н., доцент, профессор кафедры истории и археологии Тульский государственный педагогический университет им Л.Н.Толстого )

Статья посвящена сложной теме гонений на архиепископа Константинополя Иоанна Златоуста в начале V в. и проблеме распространения христианства в Северном Причерноморье в указанное время. На основании тщательного анализа письменных и некоторых материальных источников, автор приходит к выводу, что Иоанн Златоуст стремился утвердить своих людей в христианских общинах Северного Причерноморья на территории которых, в случае обострения внутриполитической ситуации, можно было бы укрыться его сторонникам. При этом одним из мероприятий его религиозной политики, стала активизация в империи культа безвинно пострадавшего в период гонения на христиан мученика св. Фоки. Тем самым Иоанн пытался вызвать ассоциации у соотечественников с начавшейся в империи жестокой кампанией по своей травле. В этой связи, по мнению автора исследования, начало распространения в Северном Причерноморье культа св. Фоки, необходимо связывать с бегством сюда сторонников отправленного в ссылку архиепископа. Кроме того, данный культ лучше всего подходил для активизации процесса распространения христианства среди народов Северного Причерноморья. По мнению автора, как греки, так и представители живших здесь иранских, тюркских и германских народов, в основе данного культа могли видеть отражение собственных дохристианских представлений в области мифологического мироздания, связанных с поклонением силам природы, в том числе и водному началу, как первоисточнику жизни на земле. Не исключено, что основным символом нового культа стал якорь – христианский символ спасения. Однако необычная форма такого якоря, могла быть результатом стилизации под него, какого-то элемента дохристианской культуры местных народов. Поэтому местным грекам он мог напоминать, тот же трезубец Посейдона, а варварам растительный орнамент или даже тамгу, тем самым вызывая ассоциации с мировым деревом, связывающим небо, землю и подземный мир. Такая хорошо продуманная и успешная адаптация нехристианских символов и элементов языческой культуры к христианскому мировоззрению, по-видимому, и смогла обеспечить быстрый и феноменальный успех культа св. Фоки, не только среди населения античных городов Северного Причерноморья, но и среди местных варварских народов.

Ключевые слова:Иоанн Златоуст, христианство, св. Фока, Северное Причерноморье, Херсонес, Боспор, сарматы, гунны, готы, тамги

 

Читать полный текст статьи …



Ссылка для цитирования:
Ярцев С. В. ИОАНН ЗЛАТОУСТ И ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В УСЛОВИЯХ ОСОБОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕГИОНЕ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -2023. -№04/2. -С. 45-57 DOI 10.37882/2223-2982.2023.4-2.42
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Гуманитарные науки