|
В качестве одного из путей развития, поддержки и сохранения родного языка и повышения статуса родного (этнического) языка в школе автор рассматривает создание развивающей речевой среды на родных языках. В статье представлены результаты исследования в сфере образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Путем изучения и анализа литературы, посвященной вопросам родных языков коренных малочисленных народов, конкретизировано понятие «развивающая речевая среда» в аспекте темы исследования. Результаты дистанционного опроса участников образовательных отношений (руководителей, учителей, родителей) послужили основой для составления классификация уровней функционирования родных языков, следовательно, типологии школ по уровню функционирования в них родного языка, а также для проектирования модели создания развивающей речевой среды на родных языках в школах, расположенных в местах проживания коренных малочисленных народов.
Полученные результаты могут методологической базой для разработки дидактической системы, направленной на активизацию, стимулирование и развитие у обучающихся мотивации к овладению родным (этническим) языком, речевой активности, коммуникативной деятельности в условиях ограниченного функционирования родного языка/отсутствия естественной речевой среды в школе, семье, социуме.
Ключевые слова:родной (этнический) язык, коренные малочисленные народы, развивающая речевая среда, классификация, типология школ, модель развивающей речевой среды.
|